Тематические библиографические списки

Перейти на страницу назад

Компетентностный подход в образовании

Книги и статьи из сборников и журналов (2000–2011 гг.)
По фондам Научной библиотеки ЛНУ имени Тараса Шевченко

Содержание

  1. Компетентности и компетенции: определение понятий
  2. Компетентностный подход к дошкольному образованию
  3. Развитие ключевых компетенций в общеобразовательной школе:
    - развитие компетенций учащихся начальной школы
    - формирование компетенций у учеников общеобразовательной школы
    - профессиональная компетентность учителя
    - формирование предметных компетенций
  4. Компетентностный подход к специальному образованию (дефектология)
  5. Педагогическая компетентность родителей
  6. Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов
  7. Компетентность в образовании на Луганщине
  8. Компетентность в образовании: мировой опыт

На современном этапе развития перед украинским обществом стоит задача формирования компетентной, творческой, социально активной личности.

Компетентностный подход к обучению предусматривает новое понимание знаний как инструмента решения жизненных проблем. Компетенция включает совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), заданных относительно определенного круга предметов и процессов, необходимых для качественной, производительной деятельности относительно них.

Насколько личность будет жизненно компетентной, способной к творчеству, выбору, самоорганизации, стремящейся к духовному и физическому совершенству, независимости, готовой к жизненным трудностям и потребностям рынка труда зависит именно от содержания современного образования.

Ознакомиться с теоретическими разработками и практическим опытом развития компетенций в современном образовании поможет представленный библиографический указатель литературы, который содержит книги, статьи из сборников и журналов за период 2000–2011 гг. на русском и украинском языках.

Указатель состоит из 8 разделов.

1. Раздел “Компетенции и компетентность: определение понятий” включает источники, в которых исследователи приводят разнообразные определения понятия, классификации и выделения важнейших компетентностей.

2. “Компетентнисний подход к дошкольному образованию включает публикации, в которых концентрируется внимание на том, что главным инструментом в процессе формирования компетентной, творческой личности выступает современное образование, особенно дошкольные учебные заведения. Ведь именно дошкольное образование закладывает фундамент, который обеспечивает последующее всестороннее и гармоничное развитие ребенка в будущем.

3.“Развитие ключевых компетенций в общеобразовательной школе” предоставляет информацию о компетентностном подходе, который считается ключевой инновационной идеей современного образования, что приведет массовую школу в соответствие с потребностями рынка труда. В приведенных источниках подчеркивается, что основной целью и приоритетным заданием деятельности 12-летней школы является воспитание конкурентноспособной, жизненно компетентной личности.

4. „Компетентностный подход к специальному образованию (дефектология)” включает материал об особенностях реализации компетентностной парадигмы в специальном образовании, в частности рассматриваются методологические ориентиры модели профессиональной компетентности учителей-дефектологов, особенности формирования жизненных компетенций у учащихся вспомогательных школ, методические подходы к формированию компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и др.

5. “Педагогическая компетентность родителей” предоставляет источники, в которых анализируется материал о важности компетентностного подхода к семейному воспитанию и учебе детей разных возрастных групп и учета их индивидуальных особенностей.

6. Раздел“Формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов” охватывает материал, в котором подчеркивается, что переход к новым стандартам компетентностно-ориентированого образования предопределяет реализацию инновационных подходов к профессиональной подготовке будущего специалиста и являет собой естественный этап развития отечественного профессионального образования, из позиций которого уровень образованности определяется не объемом знаний, а готовностью решать проблемы разной сложности на основе имеющихся знаний, умений, отношений и опыта.

7. Раздел “Компетентность в образовании на Луганщине” включает информацию о внедрении компетентностного подхода к образованию в Луганской области.

8. Раздел “Компетентность в образовании: мировой опыт” предоставляет источники, в которых анализируется опыт зарубежных стран, реализующих компетентностный подход к образованию в течение длительного времени и возможности творческого его перенесения в условия нашей страны.

Материал в разделах размещен по алфавиту фамилий авторов и названий. Библиографическое описание и сокращение слов осуществлено по действующему в Украине стандарту ДСТУ ГОСТ 7.1:2006 “Система стандартів з інформації, бібліотечної та видавничої справи. Бібліографічний запис. Бібліографічний опис. Загальні вимоги та правила складання”.

Источниками отбора документов стали каталоги и картотеки библиотеки ЛНУ им. Тараса Шевченко.

Указатель содержит 622 названия.

Указатель рассчитан на широкий круг научных работников, докторантов, аспирантов, преподавателей, магистрантов, студентов и всех, кого интересуют вопросы компетентностного подхода к образованию.

Составители З. Ф. Ковалёва, Н. С.Чуйкова
Ноябрь 2012 г.

Перейти на страницу назад